Яна К. написав:... с точки зрения ЗУ "Об авторских и смежных правах": "Авторське право на твір виникає внаслідок факту його створення. Для виникнення і здійснення авторського права не вимагається реєстрація твору чи будь-яке інше спеціальне його оформлення, а також виконання будь-яких інших формальностей"...
Конечно, в этом ты на 100% права. Но с оговорками!
Во-первых, важно еще не забывать, что
объекты авторского права - могут быть весьма разные. И часть из них имеет специальные международные нормы, предусмотренные соответствующими конвенциями, соглашениями и договорами.
Во-вторых, если правильно начинать разбираться с требованиями законодательства, то надо все же пойти по иерархии: Международные нормы - Гражданский кодекс - Специальный закон.
Начнем с таких объектов права интеллектуальной собственности (это объекты
авторских прав), как литературные и художественные произведения. Тогда вспоминаем международный документ - "Бернська конвенція про охорону літературних і художніх творів".
Какие
объекты авторских прав она охраняет? Это определяет ст. 2 Бернской конвенции:
- Литературные и художественные произведения, т.е все произведения в области литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены, а именно: книги, брошюры и другие письменные произведения, лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения;
- Драматические и музыкально-драматические произведения;
- Хореографические произведения и пантомимы;
- Музыкальные произведения с текстом или без текста;
- Кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные
способом, аналогичным кинематографии;
- Рисунки, произведения живописи, графики, иллюстрации и литографии;
- Произведения архитектуры и скульптуры;
- Фотографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным фотографии;
- Произведения прикладного искусства;
- Географические карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии, архитектуре или наукам;
- Переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературного или художественного произведения, охраняемые наравне с оригинальными произведениями и без ущерба правам автора оригинального произведения;
- Сборники литературных и художественных произведений, например энциклопедии и антологии, представляющие собой по подбору и расположению материалов результат интеллектуального творчества, охраняются как таковые, без ущерба правам авторов каждого из произведений,
составляющего часть таких сборников.
Обращаю внимание, что такие важные объекты авторского права, как
компьютерные программы, не регулируются Бернской конвенцией.
Субъекты авторского права согласно Бернской конвенции. Теперь, определимся с субъектами авторского права согласно Конвенции. Этому посвящена ст. 3 Конвенции, которая определяет те субъекты авторского права, к которым она применима. Такими субъектами в соответствии с Бернской конвенцией, являются:
- Авторы, которые являются гражданами одной из стран Союза, и при этом неважно, были ли их произведения выпущенных в свет, или так и не были выпущенных в свет;
- Авторы, которые не являются гражданами одной из стран Союза, но их произведения были выпущенных в свет впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза.
- Авторы, которые хоть и не являются гражданами одной из стран Союза, но имеют свое обычное место жительства в одной из стран Союза.
Итак, мы определились,
о чем (объекты авторских прав) и
о ком (субъекты авторских прав) конкретно идет речь
в Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Теперь, а самый важный вопрос: "А надо ли
регистрировать авторское право согласно Бернской конвенции?" Ответ дает статья 5 Конвенции. Она говорит:
- В отношении объектов авторских прав, предусмотренных в этой Конвенции, авторы пользуются в странах Союза, кроме страны происхождения произведения, правами, которые предоставляются сейчас или будут предоставлены в будущем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а
также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией.
- Пользование авторскими правами и осуществление их
не связаны с выполнением каких-либо формальностей;
- Использование авторских прав и осуществление их не зависят от существования охраны этих авторских прав в стране происхождения произведения. Таким образом, объем охраны, равно
как и средства защиты, обеспечиваемые автору для защиты его прав, регулируются исключительно законодательством той страны, в которой возникает потребность защиты его прав.
- Охрана в стране происхождения регулируется внутренним законодательством этой страны. Однако, если автор не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана в основании настоящей Конвенции, он пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны.
Вот собственно и все - использование и защиты авторских прав в отношении объектов АП, предусмотренных Бернской конвенцией -
не требует выполнения каких-либо формальностей относительно их регистрации.